Справедливо будет сказать, что дизайн этикетки — отдельное направление в дизайне упаковки, цель которого уместить весь тот же функционал в части брендинга и информационной составляющей, но намного меньшей площади и лишь в одной плоскости. Challenge accepted!
Как это часто бывает брендинге, чем более ограничена площадь для креатива, тем гениальнее и лаконичнее должно быть ваше креативное решение.
Существуют категории продуктов, для которых дизайн этикетки — единственная доступная площадь для брендинга, при этом высокая конкуренция на рынке заставляет использовать эту площадь максимально эффективно. К таким продуктам относятся все виды алкогольных и безалкогольных напитков в стекле и пластике, всевозможные консервы и пресервы, бакалея, полуфабрикаты, сосиски, печенье и множество других продуктов.
При этом для бутылок к дизайну этикетки и контрэтикетки добавляется дизайн кольетки, небольшой этикетки на горлышке бутылки, на которой будут размещены лишь логотип бренда, наименование продукта и возможно какая-то еще символика.
Требования к дизайну этикетки и контрэтикетки
Тот факт, что ваша упаковка имеет только одну небольшую этикетку и в лучшем случае одну контроэтикетку, никак не освобождает от обязательства соблюдать все базовые юридические требования по отображению на упаковке полного состава продукта, места происхождения, сроков годности и ограничений в употреблении.
Если у вас есть контрэтикетка, вся эта информация благополучно отправляется именно туда, при этом на лицевой стороне упаковки будет размещена этикетка, креатив в дизайне которой для дизайнера ограничивается лишь площадью самой этикетки и требованиями брендбука.
Но некоторые типы упаковки не предусматривают наличия контрэтикетки, например упаковки некоторых полуфабрикатов, салатов, консервов и пресервов. В таком случае вся информация о составе автоматически становится обязательным элементом дизайна этикетки на лицевой стороне. Это усложняет композицию и существенно ограничивает творческую свободу дизайнера при создании этикетки. Тем не менее, эти требования обязательны, и обойти их не удастся.
Требования к цветам, шрифтам, логотипу и фирменному стилю при разработке дизайна этикетки либо задаются брендбуком, либо в отсутствие такового разрабатываются индивидуально. При этом важно учитывать, что ассортиментная линейка может вырасти, и дизайн этикетки придется развивать на новые категории продукции. Поэтому даже если задача разработки брендбука не стоит, прописать определенные принципы композиции дизайна этикетки, такие константы, как цвета и шрифты — необходимо.
Обязательные элементы дизайна этикетки
Помимо информации, которая обязательна к размещению на упаковке продукта по юридическим причинам, есть еще информация, обязательная к размещению по причинам здравого смысла и эффективного маркетинга. К такой информации в дизайне этикетки относятся:
— логотип бренда, включая полное название, фирменное цветовое и шрифтовое решение;
— название продукта;
— вкус, свойства, особенности состава;
— знаки Special;
— обязательная или специальная маркировка, ГОСТ, ЕАК, происхождение, сроки годности, способы утилизации упаковки и т.д.
Задачи и цели дизайна этикетки
Несмотря на ограниченную площадь, цели и задачи дизайна этикетки столь же амбициозны, как и задачи дизайна полноценной 3D упаковки. Ваш дизайн этикетки должен в максимально лаконичной форме донести потребителю все свойства и преимущества продукта, сформировать доверие к качеству и желание купить.
Чтобы убедиться, что ваша этикетка будет эффективно работать, постарайтесь дать себе честные ответы на следующие вопросы.
Насколько эффективно ваш продукт привлекает внимание и насколько выгодно ваш товар отличается от конкурентов благодаря новому дизайну этикетки? Один из способов понять это — тест «имитация полки». Соберите упаковки и этикетки всех своих конкурентов, оцените насколько выразительно ваша фирменная цветовая палитра выглядит на их фоне, насколько читаемо название вашего продукта и бренда, вызывает ли оно большее доверие по сравнению с предложениями конкурентов?
Стимулирует ли ваш дизайн этикетки к спонтанной покупке? Если вы склоняетесь к отрицательному ответу на данный вопрос, попробуйте доработать коммуникационную составляющую, добавить на этикетку изобразительный элемент, профессиональный гастрономический фудстайлинг или иной эмоциональный триггер.
Способен ли ваш продукт выстроить устойчивую эмоциональную связь бренда с потребителем, сформировать доверие? Положительный ответ на этот вопрос приведет вас к устойчивым показателям лояльности, высокому и стабильно растущему показателю продаж. Инвестиции в формирование эмоциональной связи с потребителем всегда окупаются.
Насколько ваш дизайн этикетки раскрывает суть, преимущества и ценности бренда? Добиться этого можно как посредством уникальных графических решений, вербальных коммуникаций, иллюстраций или комбинации всех этих элементов.