Бренд — не статическая единица. Он постоянно развивается. Хотя нередко компании существуют без обновлений по 20 лет, что приводит к потере доверия со стороны целевой аудитории, отсутствию новых клиентов.
Изменения необходимы для бренда не только снаружи, но и внутри бизнес-процессов. Совершенствование, стремление соответствовать времени позволяют компании расти. В результате появляются новые продукты, товары, увеличивается заинтересованность, вовлеченность аудитории.
В статье поговорим о том, зачем нужен ребрендинг, какие причины подталкивают компании на изменения.
Что такое ребрендинг?
Если углубиться в анализ термина, то он включает не только смену логотипа и фирменной цветовой гаммы. Это целый комплекс работ, которые меняют внешний образ, создают новые сервисы, затрагивают внутренние бизнес-процессы: миссию, идеологию фирмы, структуру, философию, позиционирование.
Очень часто владельцы бизнеса считают, что ребрендинг — это синоним редизайна и репозиционирования. Мнение ошибочно, так как эти элементы являются частью ребрендинга:
Редизайн — изменение лого, фирменных цветов, упаковки.
Репозиционирование — разработка, введение на рынок новых продуктов, услуг.
Ребрендинг способен влиять на все: менять визуальную составляющую, работать с позиционированием, улучшать качество сервиса.
Какие стратегические задачи решает ребрендинг?
Изменения понадобятся тем, кто точно уверен, что они положительно отразятся на бизнесе. В этом случае можно усилить уникальность фирстиля, привлечь новую ЦА, удержать старых клиентов. Происходит нивелирование негатива и усиление положительных сторон.
Так зачем нужен ребрендинг для бренда:
Улучшение репутации: повышения лояльности среди старой ЦА, привлечение новой аудитории.
Изменение целевой аудитории по возрасту, социальному статусу, интересам.
Освоение новых рынков, на которые ранее было тяжело попасть.
Использование другого подхода к ценообразованию.
Смена категорий продуктов или кардинальное изменение перечня товаров.
Внедрение новых услуг.
Если компания готова к переменам, необходимо определиться с целями и задачами. Неверный подход легко приведет к обратному эффекту: негативное отношение со стороны потребителей, неприятие изменений, потеря медийного внимания, снижение узнаваемости.
Несмотря на множество подводных камней, любой бренд должен эволюционировать, но делать это нужно грамотно. Хороший пример такой эволюции — ребрендинг логотипа Starbucks. Новый логотип стал лаконичнее, чище, но не потерял свою концепцию и узнаваемость во всем мире.
Операторы мобильной связи постоянно занимаются затяжным ребрендингом. Провайдеры разрабатывают новые концепции, которые сегодня не ограничиваются фирстилем, логотипом, дизайном интерьеров. Эволюция затрагивает внутренние бизнес-процессы, подталкивает фирмы внедрять новые виды деятельности: запуск бирж трафика, облачных платформ для хранения фото-, аудио- и видеоконтента.
Когда необходимы изменения?
Конкуренты постоянно эволюционируют, рынок развивается, появляются новые долгосрочные тренды, аудитория меняет ценности, возрастают ее потребности, сменяются поколения — все это заставляет компании трансформироваться, подстраиваться под текущие ситуации, отслеживать изменениям и своевременно на них реагировать.
Основные причины ребрендинга:
Потеря актуальности. Старая стратегия перестала работать, фирстиль морально устарел. Здесь поможет смена стратегии, вливание новых идей, редизайн. Если компания давно находится на рынке и ее лого ассоциируется с качеством, то достаточно упростить графику. Для полного преображения важно следить за поведением ЦА, реакцией на перемены.
Сокращение аудитории, старение ЦА. Причины следующие: на первом этапе создания бренда ЦА была подобрана неправильно, у потребителей изменились потребности, произошли возрастные изменения. Чтобы заинтересовать новых потребителей, необходимо провести бренд-менеджмент, обновить фирстиль. Это также поможет привлечь молодую аудиторию.
Бренд вырос из старой айдентики. Нередко бренд воспринимается как другой продукт/услуга, вырастает из старой айдентики, расширяет свой ассортимент, планирует построить бизнес в другой стране. Выход — новый фирменный стиль, который позволит правильно позиционировать компанию на локальном и зарубежном рынке.
Структурные изменения. Мелкие компании сливаются с более крупными или разбиваются на отдельные фирмы. В таких ситуациях использовать старые визуально-коммуникативные образы не получится. Требуется полный ребрендинг фирмы: новая стратегия, миссия, цели, фирстиль.
Слабая узнаваемость. Компания не заинтересовывает клиентов: фирменный стиль не вызывает эмоций, ассоциаций, его не выделяют среди конкурентов. Это приводит к потере аудитории. Фирму не рекомендуют. Она остается неузнаваемой. Решение проблемы: найти уникальные черты, сделать на них акцент, выделить преимущества среди конкурентов, поменять фирстиль.
Когда еще может потребоваться проведение ребрендинга:
Ухудшение репутации.
Изменения в видении бизнеса.
Смена владельцев и управленцев, которые решили поменять деятельность.
Системные задачи стали недосягаемы.
На рынке появились конкуренты, которые моложе, ярче, лучше.
Покупатели потеряли интерес к продуктам.
Товары или услуги изначально не были популярны.
Несмотря на ситуацию, фирма должна постоянно держать себя в тонусе: сканирование рынка, смена тона коммуникаций, внедрение новых продуктов. Необходимо отслеживать, чтобы никто не вклинивался в цветовой код фирстиля, не перетягивал узнаваемость и уникальность на себя.
К примеру, компании, которые занимаются доставкой еды, закрепили за собой желтый, красный, оранжевый, фиолетовый, салатовый цвет. Красный находится в списке «поднадоевших» цветовых кодов. Для новой службы доставки остаются свободными голубые и бирюзовые оттенки.
Когда иностранные компании выходят на российский рынок, они также сталкиваются с вопросом замены цветового кода. Немецкой фирме MediaMarkt пришлось менять красный на малиновый. Ведь на российском рынке уже существует красный и хорошо всем узнаваемый конкурент в лице «Эльдорадо».
Распространенные ошибки в ребрендинге компании
Иногда прогресс приводит к регрессу. Ситуация характерна и для ребрендинга, когда к неудачным результатам приводят следующие ошибки:
Решение проблемы, которой не существует. В этом случае изменения вносятся бездумно и неоправданно, без обоснования трансформации бренда.
Безграмотный менеджмент. Неправильное распределение задач, отсутствие целей, нарушение дедлайнов — все это ведет к регрессу.
Отказ от последовательности. Работа должна проводиться комплексно, а не хаотично.
Некорректное тестирование. Чтобы проанализировать возможный реальный результат от ребрендинга фирменного стиля, всегда тестируйте изменения. Если этого не делать, рано или поздно придется вернуться к старой стилистике, а такие возвращения требуют много времени и денег. Также не стоит преждевременно оценивать результаты после проведенных тест-мероприятий.
Неправильное переименование компании. Если фирма оказывала какие-либо услуги и ее имя ассоциировалось с деятельностью, не стоит вносить радикальные изменения. Нелогично переименовываться компаниям, которые уже давно на рынке, имеют известность, пользуются доверием клиентов.
Чтобы избежать ошибок, ориентируйтесь на четкий план, анализируйте ситуацию, изучайте примеры удачного и провального ребрендинга. Помните, что работы проводятся постепенно, а рабочие ресурсы должны быть распределены правильно.