Без дизайна невозможно полноценное существование бренда. Но к разработке дизайна приступают не сразу. На первом этапе следует выработать стратегию компании, ее позиционирование, придумать название.
В статье поговорим о том, как создают брендовый дизайн, из каких элементов он состоит, для чего это нужно.
Задачи дизайна
Визуальная составляющая — это система элементов, формирующих узнаваемый, понятный целевой аудитории образ, посредством которого можно отличить фирму, а также ее товары, услуги.
К визуальным составляющим относят: логотип, фирстиль, упаковку, этикетку, оформление сайта, навигацию, пространство, в котором существует компания, корпоративную одежду, брендированный транспорт.
Визуальная составляющая помогает:
Создать уникальный образ, который выделит компанию среди конкурентов.
Сделать товары или услуги запоминающимися.
Произвести впечатление на клиентов.
Построить эмоциональную привязанность целевой аудитории к продуктам.
Сформировать лояльность к торговой марке.
Лучше взаимодействовать с ЦА.
Сократить расходы на PR.
Дизайн — это не арт-объект, не предмет искусства, а визуальный контент, который служит инструментом для развития бизнеса. Он отражает особенности фирмы[2] , дает наглядную характеристику товарам или услугам, взаимодействует с желаниями ЦА.
Какие требования предъявляются к дизайну?
Индивидуальность — одна из основ бренда. Поэтому разработка визуальных составляющих относится к персонализированному процессу. Однако существуют общие требования, которым должен соответствовать качественный бренд-дизайн:
Запоминаемость. Визуальная коммуникация не должна быть сложной, перегруженной лишними элементами. Следует ориентироваться на легкость, простоту восприятия и гармонию. Элементы образа должны грамотно сочетаться друг с другом и не быть похожими на конкурентов.
Логичность. Визуальные составляющие должны транслировать правдивую информацию о товаре или услуге: принадлежность к товарной группе, цену и прочие особенности.
Привлекательность. Креатив — плюс к ценности продукта. Оригинальная идея способна выстроить эмоциональную связь с ЦА, увеличить продажи и прибыль.
Адаптивность. Фирменная символика должна хорошо смотреться на любом носителе от рекламной листовки до билборда.
Хороший визуал должен соответствовать всем четырем пунктам, только так он сможет не затеряться, не угаснуть под напором конкурентов.
Кому нужен бренд-дизайн?
Разработка визуала понадобится любой компании, даже если у нее один конкурент:
Малый бизнес
Если бизнес не ограничен киоском, дизайн позволит выстроить крепкие отношения с целевой аудитории, привлечь потенциальных покупателей, повысить узнаваемость, увеличить продажи.
Средний бизнес
Брендинг — это не только визуал, но и стратегия, позиционирование, идея. Поэтому для среднего бизнеса визуальная составляющая сработает на расширение рынка, поддержку выпуска новых товаров или услуг, а также поможет занять крепкую позицию в определенном рыночном сегменте.
Крупный бизнес
У крупных игроков рынка уже есть свой бренд. Однако приходится существовать в рамках жесткой конкуренции, когда на рынке появляется все больше новых компаний, товаров, услуг, способных конкурировать, занимать первые позиции. Происходит смещение целевой аудитории в сторону, где ниже цены при аналогичном качестве, привлекательнее визуальный контент.
Поэтому крупному бизнесу приходится периодически обновляться. Новый бренд-дизайн удерживает старую ЦА, увеличивает приток клиентов, позволяет не терять актуальность, оставаться заметными, конкурентоспособными. Правильные обновления обеспечивают увеличение продаж, а значит, прибыль будет расти.
Этапы разработки
Для эффективного брендинга недостаточно лого и фирменных цветов. Профессиональная разработка состоит из следующих этапов:
Определение характера, целей. Важно определить характер, цели, задачи, которые решает брендинг. Вектор развития поможет сформировать представление о фирме.
Анализ ЦА, рынка, конкурентов. Компания должна знать, что любят покупатели, на что обращают внимание. Кроме ЦА, изучают конкурентов, их отличия, слабые, сильные стороны, рыночные тенденции.
Разработка визуального концепта. После этапа аналитики дизайнеры приступают к разработке концептуальных решений, которые должны отражать характер, философию бренда.
Создание фирстиля. На этом этапе специалисты делают презентацию концепта, согласовывают его, приступают к созданию фирменного стиля: разрабатывают логотип, символику, подбирают уникальные шрифты, цвет, прочие графические элементы. Результатом должен стать индивидуальный дизайн, который применяют для полиграфической продукции, рекламных материалов, упаковки, сайта и прочего оформления.
Создание брендбука. В брендбуке подробно рассказывают об айдентике, философии, ценностях, целях компании, ее ЦА, каналах коммуникации с клиентами, бизнес-партнерами.
К кому обратиться за разработкой? Здесь несколько вариантов:
Фрилансеры
На биржах фриланса можно найти хорошего исполнителя. Но один человек вряд ли справится со всем объемом работы. Не стоит ждать от фрилансера проведения исследований, аналитики.
Free-специалисты также делятся на группы. Это новички-любители с низкими ценами и таким же качеством работы, свободные художники, которые могут пропасть на долгое время, опытные дизайнеры с весомым ценником и большой загруженностью.
Поэтому, обращаясь к фрилансерам, можно получить некачественный либо неактуальный проект, либо сорванные дедлайны.
Брендинговые агентства
Опытные агентства с хорошей репутацией гарантируют высокое качество работы. Команда специалистов состоит из маркетологов, аналитиков, дизайнеров, копирайтеров.
Агенты проводят нужные исследования, закладывают прочный фундамент, чтобы создать эффективный, актуальный, оригинальный проект.
Минус только в цене, которая устраивает не всех.
Ключевые элементы дизайна бренда
Содержание брендбука зависит от направления бизнеса, целей компании, каналов коммуникации. Но существуют базовые элементы, без которых бренд не может существовать:
Логотип
Дизайн начинается с лого, который формирует характер всего фирстиля.
Фирменный стиль
Лого и фирстиль разрабатывают практически одновременно, что формирует цельное визуальное впечатление.
Фирстиль включает графику, композицию, шрифты, цвет, контраст — все, что формирует визуальный образ. Стиль создает имидж, делает фирму узнаваемой, отличной от конкурентной среды.
Упаковка и этикетка
Товар не обходится без упаковки и этикетки. А создание этих двух элементов не обходится без лого, фирстиля, понимания ключевой коммуникации фирмы.
Если компания предлагает услуги, то упаковку занимает ее сайт, мобильное приложение и любой другой носитель информации, в котором присутствует логотип, элементы фирстиля, офер.
Брендбук
В руководстве о бренде содержится информация, как им управлять. Брендбук описывает все константы, которые входят в бренд: как их можно и нельзя использовать, какие правила существуют для построения фирменных констант, какие средства коммуникации используются для связи с целевой аудиторией.
Задача брендбука — сохранение целостности восприятия бренда независимо от среды, в которой он находится или используется.
Если необходимо, в брендбук включают информацию о стратегии, позиционировании компании на рынке, ее философии, которой должен следовать каждый сотрудник.
Реклама
Рекламные материалы — это также визуальные продукты. В зависимости от стратегии продвижения в качестве рекламных материалов используют билборды, POS-материалы, световые панно, натяжные баннеры, вывески, афиши, продающие интернет-страницы, онлайн-рекламу.
Независимо от того, какую стратегию развития для бизнеса вы выберите, дизайн займет в ней важную позицию. Его разработка не зависит от сферы бизнеса: косметические товары, продукты питания, электросамокаты, недвижимость — каждому направлению нужен эффективный брендинг, чтобы занимать актуальные позиции на рынке и оставаться на слуху у целевой аудитории.