Ритейл-брендинг — это процесс разработки бренда магазина, торгового центра, салона, а также любой другой торговой точки или розничной сети. Чтобы было понятнее, разберем понятие ритейла. Это в первую очередь розничная торговля, а также любое взаимодействие с клиентами, которые могут прийти в определенное место и приобрести нужную продукцию. Иными словами, организация продаж в каком-либо магазине.
Несложно догадаться, что ритейл-точка — это место, где ведется торговля. Например, супермаркет, кафе, бистро или что-то в этом роде.
Теперь мы подошли к понятию ритейл-брендинга. Оно обозначает брендирование торговой площади, создание для нее определенного образа.
Сюда относят оформление залов, розничных магазинов и отдельных ритейл-точек. Существенная особенность — это то, что бренд в ритейле представляет собой образ конкретной точки, в которую люди приходят за покупками или услугами. Супермаркеты, кафе, бистро, пиццерии — это, по сути, «продукты». Именно они должны выделяться среди конкурентов, создавать образ компании. Связь с потребителями происходит за счет графики и объектов архитектуры: фасадов, баннеров, вывесок, украшений интерьера, флаеров, карт лояльности. Дизайнерские элементы должны сопровождать всю ритейл-площадку.
Этапы разработки ритейл-бренда
Создав эффективный брендинг в розничной торговле, можно получить множество возможностей для развития бизнеса. Речь идет о продаже франшизы, создании широкой торговой сети, максимально продуктивной коммуникации с потребителями. Но чтобы получить подобный результат, нужно тщательно подойти к разработке розничного брендинга. Процесс предполагает комплекс работ и исследований в разных областях:
маркетинг;
логистика;
графический дизайн;
разработка интерьеров;
методы строительства;
уличная реклама.
Создание ритейл-брендинга состоит из нескольких этапов.
1. Анализ рынка и целевой аудитории
Любой рабочий процесс начинается с проведения исследовательской работы. Она предполагает изучение мировых практик, анализ плюсов и минусов конкурентных компаний, поиск актуальных, эффективных решений в рассматриваемом сегменте.
Анализ рынка предусматривает работу по четырем ключевым полям:
индустрия;
аудитория;
конкуренты;
тенденции.
Исследование рынка и конкурентов включает:
нюансы, тренды отрасли;
актуальные дизайнерские решения для оформления торговых площадей;
демонстрируемые преимущества;
основная цель, концепции позиционирования;
опыт клиентов;
система фирменного стиля.
Изучение целевой аудитории — важнейшая задача. Ведь востребованность объекта у покупателей — показатель эффективности программы ритейл-брендинга. Зная, что любит потребитель, что его интересует, привлекает, можно добиться невероятных результатов продаж.
Анализ позволяет определить, на каком месте на данном этапе находится предприятие в конкурентном окружении. По итогам исследований выстраивается и корректируется позиционирование, главное сообщение для клиентов.
2. Разработка идеи и концепции
Здесь происходит создание бренд-стратегии. В ее основе лежит понимание основных особенностей, нюансов розничной торговли, требований и мотиваций потребителей, принципов эффективного использования пространства. Здесь к работе подключаются дизайнеры, маркетологи, архитекторы и другие работники, которые вместе вырабатывают ряд концепций визуализации бренд-ритейла.
Результаты демонстрируются заказчику. Он выбирает один из вариантов, вносит корректировки, пожелания. После учета нюансов и внесения правок проект переходит на следующую стадию.
3. Создание нейминга, логотипа и фирменного стиля
Разрабатывая имя для ритейла, необходимо учитывать опыт предыдущих этапов по исследованию, позиционированию. С учетом этих нюансов появляется возможность создать максимально эффективные критерии, параметры, которым должен соответствовать нейминг. В общем случае название должно быть звучным, легким для произношения, недвусмысленным, запоминающимся.
Фирменный стиль — это комплекс идентификационных элементов бренда, графических и вербальных. К ним относится:
логотип;
рекламный слоган;
фирменный блок;
палитра цветов;
корпоративный шрифт;
персонаж компании.
Фирменный стиль в ритейле имеет особенности. Разрабатывая айдентику, нужно учитывать, что все эти элементы должны легко внедряться во внешний и внутренний облик здания, навигацию, POS материалы, униформу сотрудников, транспортные средства.
Логотип тоже нужен особенный. Он должен хорошо смотреться на вывесках, рекламных плакатах и в элементах интерьера.
Грамотная, четкая разработка каждого визуального решения формирует «лицо» бренда, подчеркивает его уникальность, создает атмосферу, привлекательную для аудитории. Доскональное продумывание каждой детали — залог успеха компании и повышения лояльности потребителей.
4. Проектирование экстерьера и интерьера
С учетом специфики рынка создается комфортный ритейл-дизайн пространств. Продуманный внешний и внутренний облик здания обеспечивает комфортную атмосферу для покупки или получения услуги.
Создание дизайна внутреннего пространства предполагает несколько шагов:
создание стиля торговых залов;
проектирование отдельных зон (например, по типу продукции);
планировка — расстановка стеллажей, столов, мест для расчета и прочего;
дизайн навигации — как посетители будут передвигать по помещению;
выбор мебели, материалов для отделки, осветительных приборов;
визуализация главных, а также дополнительных зон с помощью 3D-редакторов;
составление технических документов.
Оформление экстерьера включает создание:
фасада торговой точки;
наружных витрин;
внешней рекламы и другого.
Глядя на экстерьер, покупатели получают первое представление о бренде и товарах, которые он предлагает.
5. Оформление оборудования
Каждый супермаркет, бутик или ресторан имеет свой набор технического оборудования. Поэтому профессиональное брендирование магазина включает и совершенствование технического оснащения. Это позволит укрепить положительный имидж предприятия, повысит конкурентоспособность.
Графический дизайн оборудования выполняет функцию рекламного носителя, привлекает внимание, пробуждает интерес.
6. Разработка брендбука и ритейлбука
Брендбук — это свод правил, регламентирующих использование корпоративных шрифтов, цветов, графических элементов и других констант фирменного стиля. Разработка этого документа особенно важна для тех организаций, которые планируют продавать франшизы.
Ритейлбук — это специальный документ, который наглядно демонстрирует единую концепцию оформления торговых точек компании. В руководстве подробно описано и показано, как должно выглядеть помещение. Подобное пособие упрощает процесс открытия нового магазина, помогая обустроить ритейл-точку в соответствии с концепцией бренда.
Главные задачи ритейл-брендинга
Все компании в области ритейла сегодня функционируют в условиях жесткой конкуренции, переизбытка предложений на рынке, быстро меняющихся условий ведений бизнеса. Получить расположение целевой аудитории в таких условиях очень сложно. И если раньше успех предприятия определялся числом торговых точек, то сегодня все намного сложнее.
Для выхода на первые позиции в рейтинге популярности у потребителя необходим профессиональный брендинг в сфере ритейла. Он помогает в решении следующих задач:
повышение продаж и увеличение прибыли;
формирование положительного эмоционального отклика;
привлечение новой целевой аудитории;
увеличение интереса клиентов к определенным категориям товаров;
раскрутка новой продукции на рынке;
повышение оборачиваемости;
оптимизация позиционирования бренда;
изменение параметров чека — число позиций, их объем;
снижение вложений в открытие магазина.
Заключение
На вопрос, нужен ли ритейл-брендинг, ответ однозначный — да. Он помогает выделиться среди конкурентов, заявить о себе, убедить потребителя в том, что ваш продукт или услуга лучше существующих аналогов. Следуя алгоритму ритейл-брендирования, вы делаете свой бренд ближе к аудитории, создаете правильную атмосферу и впечатления, получаемые в торговой точке.
Заказать ритейл-брендинг можно в агентстве «Остров свободы». У нас большой опыт работы, применение известных и авторских методов, а также творческий подход, позволяющий выйти за рамки и расширить границы возможного.