По сравнению с товарным неймингом, разработка названия корпоративного бренда, или нейминг компании, имеет ряд особенностей, которые должен учитывать как разработчик, так и заказчик.
Нейминг компании требует долгосрочной перспективы. Первое и главное в нейминге компании — это планирование, моделирование будущего и долгосрочная перспектива. Название должно быть настолько открытым и ориентированным в будущее, чтобы независимо от того, в каком направлении и в каких масштабах дальше будет развиваться компания, название вдруг не стало ей мало. К слову, это одна из ТОП-3 самых распространенных причин ребрендинга со сменой названия.
Предположим, ваша компания по оптовой продаже обуви существует 20 лет, за это время она вышла за пределы региона, стала крупным оптовиком и производителем обуви федерального масштаба, уже смотрит в сторону международной торговли, но вот как выйти на этот международный рынок с названием “Валенок”?
Факторы, которые надо учитывать, разрабатывая нейминг компании с расчетом на дальнейшее развитие.
Рынок и география продаж — не вносите название своего небольшого городка в имя компании, которая планирует вырасти до федеральных и международных масштабов, на фоне конкурентов-гигантов такая компания будет выглядеть мелко, а название будет затруднять развитие бренда.
Узкий, специализированный ассортимент или категория — даже если на текущий момент вы производите один вид товара в одном экземпляре, не надо называться “Мир шпингалетов”. Рано или поздно вам все равно придется расширить ассортимент, если вы планируете расти, а не закрываться. Это касается любого вида бизнеса, всех товаров и услуг. Но называться слишком абстрактно тоже не всегда уместно. Если ваш рынок ограничен IT услугами, постарайтесь, чтобы из названия было интуитивно понятно, что вы IT-компания. Как минимум, вас не должны путать с колбасой и курсами английского.
Ориентация на узкую целевую аудиторию — на первом этапе вашей задачей может быть обеспечение или предоставление услуг одной узкой целевой аудитории. Например, вы решили заняться свадебным кейтерингом и ваша главная целевая аудитория на данный момент — молодожены. Узкая специализация — это отличная конкурентная стратегия, но в будущем ваша компания может сильно вырасти и ей необходимо будет расширяться на сегмент, например, кейтеринга корпоративных праздников. Постарайтесь включать в свое название отвлеченные понятие, такие как “вкус”, “счастье” и все связанные с ними ассоциации, но не слова “свадьба”, “молодожены” и проч.
Где искать идеи для нейминга компании?Безусловно, в своей деятельности, собственных технологиях, подходах, уникальных решениях и предложениях, а также ключевых выгодах, которые получит клиент от пользования вашими товарами и услугами.
ТехнологииЕсли ваша компания занимается внедрением ERP систем (системы планирования ресурсов предприятий), логично обозначить это в названии или хотя бы дескрипторе — емком коммуникативном подстрочнике под названием.
Не будет ли это слишком узкой специализацией? Нет. ERP технологии включают бесконечное пространство возможностей для роста компании и повышения компетенции. Если в будущем ваш бизнес дорастет до принципиально нового направления, его наверняка надо будет выводить в самостоятельную бизнес-единицу с другим штатом специалистов и, конечно же, другим названием.
Имя/фамилия собственника
Пожалуй, самый старый, классический, проверенный временем подход к неймингу, массу примеров которому можно найти в дорогих брендах часов и дизайнерской одежды.
Почему в одном случае реальные имя и фамилия создателя в логотипе бренда выглядят хорошо, а в другом — нелепо или кичливо? Использовать имя собственника принято в тех видах деятельности, где мастер виртуозно делает что-то своими руками, есть выраженное присутствие автора, его творчества, таланта или профессиональных качеств, где имя исполнителя является гарантией качества, успеха, стиля, почерка. Имена основателей и до сегодня успешно используются в таких сферах, как юридическая практика, любые направления дизайна и любого другого творческого мастерства. Если вы продаете сантехнику или мыло, лучше выбрать абстрактный нейминг компании.
Возможно, сейчас вы вспомнили о брендах “Дымов” и “Тинькофф”. Их успех можно назвать счастливым исключением из правила, причем это исключение неразрывно связано с большими вложениями в профессиональное развитие бренда и готовностью основателя бренда отвечать за качество продукта собственным именем. Еще раз оцените свой продукт, его качество, стратегию развития, чтобы убедиться, что ваше имя или фамилия в качестве нейминга компании будут выглядеть уместно и хорошо.
(Самсон-Букет, Самсон-фарма. Один из классических примеров именного нейминга компании)
Свойства товара и выгоды от его использованияЕсли ваш бренд призван дарить людям счастье, положительные эмоции, здоровье, красоту, безопасность и т. д., очень уместно будет смотреться нейминг, транслирующий это обещание бренда.
Создаете название для wellness сегмента, бренда косметики или салона красоты — наполняйте название красотой, всем прекрасным, ассоциативными оборотами и метафорами. Разрабатываете название для банка или частного охранного предприятия — дарите людям уверенность и безопасность. Главное: не надо делать это в лоб — так вы точно скатитесь в клоаку однотипных названий. Ищите неожиданное решение, но такое, которое четко транслирует выгоду от использования именно вашего бренда.
АНГЕЛОхранное предприятие “Ангел” — это принципиально новый образ охранника: вежливого, красивого, интеллигентного и компетентного